Каньон ИхлараКаппадокия славится Каньоном Ихлара с древним названием Перистремма или на турецком Каньон Белисырама находится на северо-востоке горы Хасан, вдоль14 км. реки Мелендиз, исток которого исходит от гор Мелендиз (древнее название Патамос Кападокс), между долинами Ихлара, Селимее и Япракхисар. Местность с двух сторон окружена отвесными скалами. Перистремма на элленском языке означает витой со всех сторон. В настоящее время известно как Долина Ихлара. Поселок Ихлара находится в южном конце каньона. Каньон, образованный в результате раскалывания зеленоватых трахитных скал высотой 100-200 метров, поражает отвесной природной красотой, беззвучно-глубокой монастырской атмосферой. Другой конец долины украшают фантастические и внушающие земляные пирамиды и крепость Селимее (Саломон).Каньон Ихлара

Прибывшие в местность Супрун Николь и Мишень Тиерри в 1958 году изучили церкви, исследованные ранее, в начале 20-го века Х. Ротт, Рамсай и Белл. Крупные части скал, обрываемые даже в настоящее время расстилаются по узкому и извилистому приливу. Между скал трудно определить места расположения церквей. При исследовании выявленных в свет церквей обнаружили свойства, отличные от описанных священником Р. П. Гуиллауме де Жерфанион в произведении Наскальные Церкви Каппадокии (1925-1942). В книге, написанной в результате глубоких исследований с 1958 по 1968 гг. церкви были разделены по содержащим символам на две группы. Росписи окрестности Ихлара не были похожи на росписи, характерные Каппадокии или Византии. Росписи относятся к первоначальной христианской культуре и находятся больше под влиянием Египетско-Римской, даже Сасанийской культуры. Сюжеты Библии во всех росписях изображены в символическом стиле. В эту группу входят: Церковь Егриташ, Змеиная церковь, Церковь Кокар, Церковь Пюренли Секи (4-й век) и Церковь Агач Алты (5-й век). Церкви, расположенные в центре каньона, в окрестностях Белисырама носят больше византийский характер. Примеры: Церковь Бахаеддин Саманлыги, Церковь Дирекли, Церковь Сумбюллю (10-й век) и Церковь Кыркдамалты (Св. Георигия – 13-й век).

Церкви и монастыри, скрываемые крепостями и высокими скалами, не пострадали от нашествия арабов в Каппадокию начиная с 7-го века. С присоединения местности к византийским территориям увеличивается число церквей и монастырей. Пример этому: Церковь Ала, Церковь Карагедик (11-й век) и Церковь Кызыл в Сиврихисарар-Гелвери. Уже в первые годы христианства Аксарай был религиозным центром. Именно здесь в 4-м веке выросли Басилио из Кайсери и Грегорий из Низианзоса, которые ввели в оборот правила монастырской жизни, отличные от Египетско-Сирийской системы. Таким образом родилась Греко-Славянская Монастырская система. В системе Египта и Сирии священники отходили от мира, отделяясь от жизненных удовольствий и мирян, посвящали себя Богу. По Басилио и Григорий священники наряду с богослужением должны работать и быть полезными миру. Данная система расширяясь по греческому и славянскому миру, образовала основу поствизантийской веры. Вот такую вот историю таит в себе Каппадокия.